Иди посередине

V V   С Ю Д А   V V

50Общество пропитано массой идей. Начиная от трансгуманизма (это когда будущее человека будет плотно сопряжено с технологиями вплоть до замены физического тела), до идей сугубо метафизических (мировые религии и философии). Отдельным пунктом стоит так называемое научно-атеистическое мировоззрение, которое может сочетаться со множеством других идеологий, философий и культов.
Эти концепции предоставляют различные сведения и рекомендации всех уровней существования человека, погружённого в них. Начиная от идеалистических представлений о так называемой «загробной жизни», заканчивая то, как подмываться и что употреблять в пищу. В той или иной мере, каждое из учений содержит подобные сведения, точно так же, как и представление о том, какой образ жизни нужно вести, как поступать, когда и что делать, что можно и что нельзя. Принимать эти правила или нет — вот выбор каждого из нас.
Чем больше конкретики в том или ином учении, тем оно доступнее, однако это порождает и излишнюю сложность в изучении, понимании и исполнении. К примеру, современная наука достигла неслыханных высот, очень многое способна объяснить, смоделировать, поставив окружающий мир на службу личности и обществу. Как и всё, наука имеет и оборотную сторону. Однако, пользуясь, казалось бы, банальными и привычными вещами в быту, мало кто представляет, что стоит за этой видимой обыденностью. Потому что наука — это гигантский объём данных, который постичь не возможно за всю жизнь.
Если более-менее внимательно изучить множество концепций, станет понятно, что все они в той или иной степени двойственные (имеют два полюса, два конца одной палки). Так, религии, медицина, этикет, в принципе, практически всё, что имеет применение в жизни — балансирует между двумя полюсами. Можно-нельзя, хорошо-плохо и так далее. Даже в единственной точной науке, математике, полно противоположностей.
Весь мир мечется между крайностями, ведь двойственность — это основа самого бытия этого мира…
Примерно два с половиной тысячелетия назад в Индии родился малыш, который по праву рождения был наследным принцем. Много лет отец оберегал его, не выпуская из дворца, жизнь его была безмятежна и сладка. Но однажды, будучи уже в более-менее сознательном возрасте, он вышел за пределы дворца, и то, что мальчик увидел, поразило его до глубины души. Современному миру этот юноша известен под именем Будда Шакьямуни, что значит «Просветлённый из рода Шакья», или просто Будда. С большой буквы, так как в его случае это название стало из имени нарицательного именем собственным. Звали этого молодого человека Сиддхартха Гаутама.
Судя по легенде, он долго странствовал и искал себя, в результате чего в итоге обрёл «просветление». Внезапно, во время многолетней медитации под деревом Бо, видение мира стало кристальным, и пришло понимание того, что в дальнейшем Будда изложил в виде так называемых «Четырёх благородных истин».
Первая Благородная Истина говорит о том, что весь мир — это страдание. Всё живое, в любой форме рождается и умирает, так или иначе, соприкасается с различными ситуациями неудовлетворённости, мучений, боли. Само рождение — это уже невиданный стресс для человека. А есть ещё болезни, старость, смерть. Страдание от перемены — это одно из главных страданий. Не зря в Китае существует знаменитая поговорка: «Нет ничего хуже, чем жить во времена перемен».
Вторая Благородная Истина — это обозначение причин, приводящих к страданиям: неутолимые желания и страсти живых существ. Разочарование и неудовлетворённость от неполучения желаемого, от потери или пресыщения — это всегда следствие жажды удовольствий и наслаждений. Большинство желаний и стремлений не возможно осуществить в полной мере, поэтому постоянное ненасытное стремление удовлетворения постоянно возникающих потребностей приводит к разочарованиям. Ощущение удовлетворённости исполненными желаниями скоротечно. Поэтому жажда наслаждений бесконечна. Сколько бы не имел человек, ему всегда мало, если он не осознан в достаточной степени, чтобы довольствоваться тем, что он имеет, что уже найдено и получено.
Третья Благородная Истина сама по себе позитивна, так как её суть состоит в том, что можно страдания сократить, а то и вовсе избежать их. Для этого нужно избавиться от жажды наслаждений, ненужных привязанностей, зависти и ненависти, а также нетерпимости. Всё это лежит в нашем в уме, поэтому нужно очистить сознание. Не стоит понимать эту истину, впадая в крайность: у каждого есть естественные потребности, они нормальны, а вот всё остальное, как говорится в народе, «от лукавого». Стоит искать середину. И то, как эту середину найти — описывает Четвёртая Благородная Истина или так называемый «Серединный путь»
Её суть в том, что есть восемь правил жизни (поэтому его ещё называют «Восьмеричный путь»), которые оговаривают те жизненные аспекты, на которые нужно обратить внимание, чтобы страданий в жизни было как можно меньше.
Следование «Серединному пути» — обозначает стремление к равновесию, золотой середине в жизненном выборе, балансе между физическим и духовным миром, аскетизмом и излишествами, удовлетворением умеренными наслаждениями без крайностей.
Сегодня существует много мнений о том, действительно ли это слова Будды или более поздние. Некоторые школы буддизма отрицают эти тезисы, но по большему счёту это не важно. Важно то, что они сформулированы и их можно «взять на вооружение».
Практическая прелесть их в том, что сознание действительно возможно очистить и успокоить беспокойный ум, избежать множества неприятных ситуаций лишь только потому, что идя Серединным Путём прокладываешь себе довольно ровную жизненную тропу.
Ну а что это за восемь правил — об этом в следующий раз.
Ом…

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.